Закат бросал тёплые отсветы на черепичную крышу небольшого уютного домика. Деревья в маленьком парке, разбитом вокруг него, жадно впитывали последние лучи заходящего солнца и умиротворённо шелестели листьями. Чуть поодаль из земли торчало пугало, сдвинутая набок соломенная шляпа придавала ему вид лихой и добродушный. Казалось, что оно нежится в тёплом свете уходящего дня, и даже нарисованная улыбка становится шире. Рядом с чучелом среди грядок с овощами бродила высокая фигура в испачканном землёй плаще с капюшоном, поливая рассаду из лейки и насвистывая. Всё в этой картине дышало покоем.
Покоем же веяло и от притаившегося в кустах неподалёку человека. Покоем вечным. Что-то выдавало в этом субъекте безжалостного убийцу - то ли обтягивающий доспех из чёрной кожи и скрывающий нижнюю часть лица платок с вышитым черепом, то ли хищно изогнутый лук за спиной и пара длинных кинжалов за поясом, то ли холодный, расчётливый блеск глаз… Подождав, пока огородник с лейкой не повернётся к нему спиной, подозрительный тип тенью скользнул вперёд, доставая из-за пояса оружие. Бритвенно-острое лезвие мелькнуло в воздухе… и в подставленный мешок посыпались спелые огурцы. Один, другой, третий – клинок привычными движениями резал и рубил, словно живя собственной жизнью. Однако огородный вор слишком увлёкся и прозевал тот момент, когда хозяин участка обернулся. Воздух сотряс неистовый рёв, лейка полетела в сторону, а из рукавов грязной хламиды выпростались руки в латных перчатках. Незадачливого воришку отшвырнуло целым роем призрачно-багровых клинков, сопровождаемых гневным криком: «Никому не позволено воровать огурцы у некроманта!» На мир ArcheAge опустилась ночь.
ArcheAge, пожалуй, стал одним из самых громких онлайновых проектов последних лет. О нём говорили, его обсуждали, его ждали. Вокруг этой игры разгорались скандалы и ходили самые дикие слухи. И теперь, когда мне повезло получить доступ на первый этап закрытого бета-теста, я просто не могу не поделиться своими впечатлениями.
Четверо в лодке, считая кошку
История мира ArcheAge писалась больше десяти лет и охватывает несколько эпох, полных войн и катастроф, любви и предательства, интриг и прочих интересных событий, достойных отдельной громадной статьи. Пока скажу лишь, что в итоге из-за глобальной катастрофы был практически уничтожен один из материков, и лишь немногих его обитателей спасла архангел Анна Нимуш, воплощение и одновременно тюремщица злобной богини Нуи. Она провела беженцев через порталы на другой континент, пожертвовав ради этого жизнью. Всего же игровой мир состоит из трёх материков – западный и восточный служат основными местами расселения и стартовыми локациями для игроков, а на северном, который в ЗБТ недоступен, будут греметь межклановые сражения за контроль над территориями.
Пока что в ArcheAge доступно четыре играбельные расы с уникальными способностями и историей. Из них две – пошедшие разными путями потомки спасённых Анной Нимуш людей, нуиане и харнийцы. Первые оказались настолько благодарны за своё спасение воплощению Нуи, что назвались в её честь, основав мощное государство на западном континенте. Благодаря поклонению погибшей богине, связанные с Нуи благословения держатся на них вдвое дольше, чем на ком-либо ещё, а необходимость отстраивать своё государство с нуля превратила нуиан в умелых строителей, возводящих здания заметно быстрее остальных. Харнийцы же – потомки неудачливых заговорщиков-нуиан, после провалившейся попытки государственного переворота вынужденных бежать аж на восточный континент. Там изгнанники сумели не только выжить, но и создать могучую империю Харихарн, раскинувшуюся на большую часть материка. Благодаря вынужденным странствиям харнийцы стали легки на подъём, научившись эффективнее использовать заклинания телепортации и не тратить зря время при сборе ресурсов. Изгои не простили своих сородичей, и между континентами началась затяжная война.
На стороне нуиан в неё вступили эльфы, древние жители западного континента. Изящные, высокомерные, холодные и жестокие, эти создания могут похвастаться отдалённым родством с рыбами, благодаря чему быстрее остальных плавают и могут надолго задерживать дыхание под водой. Харнийцев же поддержали исконные жители континента восточного, не уступающие эльфам в древности рода кошколюди ферре. Эти мохнатые гуманоиды, внешне похожие одновременно на ракшасов из Dungeons & Dragons и на чарров из Guild Wars 2, очень близки к природе и ведут кочевой образ жизни. Подобно своим родичам из семейства кошачьих, ферре умеют очень быстро взбираться на деревья и спрыгивать с большой высоты без вреда для себя.
Для конфликта между континентами нашлось немало причин, от религиозных до геополитических. Однако для игроков важнее всего, помимо вышеупомянутых особенностей рас, стилистические различия. Тем, кто хочет играть в более-менее «западной» стилистике, стоит выбирать, соответственно, жителей западного континента – нуиан и эльфов. Тем же, кому милее атмосфера загадочного Востока с шароварами и пагодами, прямой путь на континент восточный, к харнийцам и ферре. В будущем количество играбельных рас должно как минимум удвоиться – в планах мелкие крылатые феи, типичные толкиновские гномы-дворфы, разумная нежить и монструозные демонические громилы, созданные специально для войны.
Многоликий Янус
Выбрав расу персонажа, мы традиционно попадаем в редактор внешности. И здесь игроков ожидает первое потрясение – возможности по настройке лица героя беспрецедентны. Ничего даже близкого раньше не было не то что в MMORPG, а вообще нигде. Богатство предоставленных настроек поражает и повергает в эйфорию. В этом редакторе можно сидеть часами, выверяя внешность героя. Настройки причёски, цвета волос, глаз и кожи, морщины на лице – всем этим бывалых игроков не удивишь, но как вам двадцать пять слайдеров тонкой модификации формы глаз? Где ещё можно увидеть возможность настроить длину и ширину зубов персонажа? Где нам ещё давали не просто украсить физиономию героя шрамами, но вручную их расположить, при необходимости меняя длину и поворачивая?
ArcheAge позволяет игрокам создать действительно уникального и неповторимого персонажа, руководствуясь не ограничениями движка, а исключительно собственным вкусом и предпочтениями. Причём в ЗБТ пока доступны далеко не все опции, и даже немного боязно представить – если вот ЭТО ещё не всё, то что же нас ждёт дальше?
Помимо всего прочего, редактор внешности позволяет сразу оценить, насколько успешно разработчики ArcheAge использовали движок CryEngine 3. И должен сказать, взяли такой мощный движок они недаром – игра выглядит просто великолепно. Феерично. Волшебно. Думаю, любой игрок сможет добавить эпитетов в соответствии со своим словарным запасом. Стилистически ArcheAge немного напоминает Guild Wars 2, но технологический уровень намного выше. Завораживающая игра света и тени, высочайшего качества текстуры, реалистичная смена времени суток, подробно проработанные и анимированные модели, замечательная физика – список можно продолжать. У персонажей развеваются волосы, срубленные деревья мешают проходу, на песке остаются объёмные и реалистичные следы, а столкнувшиеся на высокой волне лодки порождают кучу-малу. На использовании физики в своих целях построены и многие игровые ситуации – например, заклинание «Телекинез» позволяет поднять врага и перемещать его в пространстве, блокируя другим противникам проход. Ну или просто скинуть его с обрыва в лучших традициях Jedi Academy и Force Unleashed. Есть только некоторые огрехи в анимации движений и обсчёте теней, но ЗБТ – это ЗБТ.
Не отстаёт от графики и звук. Мелодий много, они красивые и разнообразные, полностью соответствующие ситуации и местности. Все персонажи без исключения носят с собой различные музыкальные инструменты, игра на которых помимо эстетического удовольствия ещё и восполняет здоровье или ману. Более того, игроки даже смогут писать собственную музыку! Озвучка тоже вполне приличная, с хорошо подобранными голосами и интонациями – жаль, что удостоились её далеко не все.
Но это всё была прелюдия к главному: собственно игровому процессу. С ним тоже не всё так просто…
Союз меча и орала
На последнем этапе создания персонажа нужно выбрать первую ветку талантов и решить, кем изначально будет наш герой – храбрым воителем, метким стрелком, зловещим некромантом, скрытным разбойником, мудрым магом или милостивым жрецом. Но и здесь есть свои тонкости – всего у персонажа в ArcheAge может быть три специализации, которые можно комбинировать как угодно. Причём нет никаких запретов на ношение доспехов – тяжёлая броня просто увеличивает время произнесения заклинаний, но в игре подавляющее большинство умений применяются мгновенно. Так что абсолютно ничего не мешает сделать закованного в латы некроманта или хлипкого воина в лёгких доспехах, одинаково хорошо владеющего и клинком, и боевой магией. Более того, в комбинации с другими умениями очень многие способности срабатывают сильнее или получают дополнительные эффекты, что поощряет эксперименты.
К сожалению, такая универсальность не могла не сказаться на разнообразии умений. Большинство из них представляет собой нанесение вреда врагу на дальней или ближней дистанции, иногда сопровождаемое навешиванием какого-нибудь побочного вредоносного эффекта, лечение союзника или же накладывание полезного эффекта. По-настоящему интересных способностей типа вышеупомянутого телекинеза очень мало. С тоской вспоминается, например, Vanguard, в котором некроманты вырезали из врагов органы и пришивали своим неупокоенным питомцам, а маги крови сцеживали собственную кровь для уникальных зелий и умели превращаться в представителей других рас. Но богатство и свобода комбинаций во многом искупает этот недостаток.
Разумеется, эти способности нам не для красоты нужны – воевать придётся много. Большая часть квестов в игре так или иначе связана с истреблением компьютерных болванчиков в промышленных масштабах. Враги ничего особо интересного из себя не представляют, но есть важный нюанс – в местных битвах большую роль играет маневрирование. Грамотное перемещение по полю боя позволяет избегать особо неприятных атак, потому что те обычно наводятся не на персонажа, а на местность. А даже самый занюханный бандит обычно прячет в рукаве какой-нибудь козырь, не говоря уже о тварях посильнее – плюющихся парализующей паутиной пауках, мечущих метеоры боевых магах, высасывающих здоровье ведьмах и так далее. Дизайн монстров выполнен на очень приличном уровне, особенно впечатляет местная нежить, напоминающая разом о Silent Hill и Dark Souls. В общем, враги достаточно разнообразные и сражаться с ними не скучно, что, собственно, от них и требовалось. Интереса добавляет и участие в боях различных боевых питомцев, которых любой игрок может купить или же поймать собственноручно (обещают даже приручение некоторых рейд-боссов), а также возможность сражаться верхом на ездовых животных с использованием уникального набора приёмов. Порой очень приятно бывает, скача по своим делам на лошадке, заставить ту лягнуть особо приставучего монстра.
Квесты сами по себе достаточно стандартны, в большинстве случаев сводясь к шаблонам «собрать X того-то», «убить Y тех-то», «использовать предмет Z в месте N». Но выполнять их не скучно благодаря отлично написанным сопроводительным текстам, полным юмора и интересной информации. Сюжетные задания, к слову, у игроков разных рас свои, по крайней мере поначалу. Сопровождаются они очень красивыми рисованными заставками в духе Guild Wars 2.
Но задания и убийство монстров – это лишь одна сторона медали на груди ArcheAge. Другая же, ничуть не менее интересная и увлекательная, связана с местной экономической системой. И нас снова ожидают сюрпризы. Одним из самых интригующих обещаний разработчиков была возможность игрокам оставить свой след в мире. Обзавестись собственным земельным участком, где можно растить овощи, деревья и скот. Построить дом и обставить его собственноручно сделанной мебелью. Вырастить себе ездовых животных и боевых питомцев. Соорудить верфь и построить на ней корабль. Склепать танк… И всё это действительно возможно.
Любой игрок может так или иначе раздобыть саженцы деревьев, семена сельскохозяйственных культур и детёнышей различных животных. После чего ему в теории ничто не мешает заняться их выращиванием в двух шагах от оживлённого тракта, прямо на глазах у пробегающих героев. Урожайность и доступный для выращивания ассортимент зависит от местности и климата. Однако здесь есть несколько подводных камней. Во-первых, до того момента, как игрок сможет собрать «урожай» со своей делянки (плоды и ягоды с растений, древесину с деревьев, мясо, шкуры и тому подобное со скотины), должно пройти несколько часов. Во-вторых, через некоторое время после высаживания всё это хозяйство перестаёт быть частной собственностью игрока и становится доступно для всех остальных – приходите, люди добрые, берите что хотите. Поэтому обязательно нужно позаботиться о безопасности вложения своего капитала. Как это сделать? Поставить пугало.
Их есть два типа, маленькое и большое, и они накрывают соразмерную территорию, не давая никому кроме владельца оттуда ничего забрать. У игрока может быть только одно чучело, и удовольствие это совсем не дешёвое – каждую неделю приходится платить за свою недвижимость налоги. Пока что это исключительно метод вывода денег из игры, однако потом, когда откроют предназначенный для войн за территорию третий континент, такие налоги могут стать неплохим источником обогащения для крупных землевладельцев.
Зачем же вообще вся эта возня с фермами кому-то кроме обожающих копаться в земле некромантов, спросите вы? Дело в том, что это – прекрасный способ за малую цену обзавестись разнообразными ингредиентами для ремёсел. Намного удобнее вырастить небольшую рощицу на собственной земле, чем носиться туда-сюда по локациям в поисках пригодных для рубки деревьев, не замеченных другими игроками.
Да и воровство с чужих делянок в отсутствие хозяина вовсе не так уж безопасно, как кажется на первый взгляд. На земле в таких местах остаются следы, при наведении на которые любой игрок сразу же увидит ник грабителя. И может подать на него жалобу, тем самым давая преступнику очки дурной славы. Как только этих очков накопится достаточно, после следующей смерти от рук игрока преступник окажется в тюрьме, где ему дадут выбор – отбывать назначенный автоматически срок или же обратиться в суд присяжных. Присяжными назначаются случайные игроки, ранее подавшие заявку на участие в грядущих судебных процессах. Они рассматривают дело и могут как скостить преступнику наказание вплоть до помилования, так и наказать его куда строже, чем автоматика. Оказавшись в тюрьме, игрок может поучаствовать в местных забавах типа прогулок по двору в тюремной одежде или попытаться сбежать.
А главное, для чего попросту необходимы ингредиенты с ферм – это торговля. В каждой локации мира ArcheAge производятся уникальные товары, которые очень высоко ценятся в других землях. Причём чем дальше, тем дороже. Это замечательный способ быстрого обогащения, причём торговля такими ценностями приносит не только обычную валюту, но и в некоторых случаях особые награды – дельфийские монеты и Слёзы Нуи. За них покупаются чертежи домов и кораблей, домашние верстаки, а также высокоуровневые рецепты для ремёсел. Однако и здесь есть свои сложности – сделав и повесив себе на спину тючок с региональным товаром, персонаж начинает перемещаться ОЧЕНЬ медленно. Даже верхом на ездовом животном. Причём никакого «автопилота» в игре не предусмотрено, всю дорогу до пункта продажи управлять героем придётся вручную, долго и скучно. А после гибели персонажа товары остаются на земле, где их может подобрать кто угодно. Например, убийца. Частично проблему медленного перемещения решает возможность купить себе ослика и сделать телегу для перевозки грузов, а также общественный транспорт – ходящие между населёнными пунктами дилижансы и курсирующие от крупного города к другому дирижабли. Однако даже на дилижансе игрок не застрахован от нападения других персонажей, жаждущих получить всё и сразу...
Как вы уже могли заметить, помимо двух сторон медали у игрового процесса ArcheAge есть ещё и ребро. И это – бои формата «игрок против игрока». В большинстве локаций нет никаких запретов на убийства, кто угодно может напасть на кого угодно. Между континентами идёт война, и убийства игроков из противоборствующей фракции только поощряются. Убийство же условных «своих» всё-таки не остаётся безнаказанным – на месте смерти убитого появляется кровавая лужа, при наведении на которую можно увидеть ник убийцы и подать на него жалобу. А дальше сценарий развивается так же, как и при воровстве с огородов. Если игрок накопит достаточно дурной славы, то автоматически переходит во фракцию пиратов, враждебную всем остальным, но имеющую свой собственный остров и уникальную экипировку. А какие же пираты без кораблей?
Покорители трёх стихий
С кораблями, а также всеми остальными транспортными средствами вообще связано много интересного. Разработчики ArcheAge на моей памяти первые, кто решился всерьёз задействовать в игровом процессе три из четырёх первостихий – игроки скачут на самых разных тварях по земле, парят в воздухе и плавают по морю. Скажете, было уже, и много где причём? А вот и нет, здесь нас поджидает множество сюрпризов.
Начнём с суши, как наиболее привычной среды обитания героев. Даже сам процесс приобретения ездового животного интересен – вместо того, чтобы просто купить его, мы вначале приобретаем детёныша, которого надо кормить, играть с ним, выращивать. Холить и лелеять. И только когда он повзрослеет, можно будет поставить его под седло. Если питомец вызван – неважно, под седлом он или бегает рядом с нами – то приобретает опыт и повышает уровни, давая доступ к новым способностям. В частности, позволяющим вести бой, не спешиваясь. У ездового животного есть свои характеристики, включая запас здоровья, и его можно защищать особыми доспехами. Кого только под седло не поставили – от банальных коней и ослов до некоего аналога гигантских кенгуру и совсем уже неведомых зверюшек. Приятная мелочь – спешившись, скакуна не придётся вызывать заново. Он будет бегать рядом и одним нажатием кнопки можно вскочить в седло.
Теперь о воздухе. Почти в самом начале игры нам дают первое летающее средство – самый простенький глайдер. Именно глайдерами всех видов и форм и представлен доступный игрокам воздушный флот ArcheAge. Механика их полёта достаточно необычна – они не просто летают, а парят, постепенно снижаясь. Манёвренность и управляемость зависят от типа глайдера, но так или иначе попытка взлететь с места окажется абсолютно безрезультатной. А вот если спрыгнуть с большой высоты, то глайдер позволит быстро преодолеть огромные расстояния и попасть в иным способом недоступные места. Ходят слухи о том, что в игру могут добавить и полноценных летунов – например, драконов. Но это непроверенная информация.
И, наконец, самое интересное – водный транспорт. Он представлен в игре широким набором судов, от простенькой лодки и юркого абордажного кораблика с гарпуном до величественного фрегата и самой настоящей подводной лодки (больше, впрочем, похожей на мопед). Такой ассортимент полностью соответствует разнообразию целей, которые может поставить перед собой игрок, выходящий в море. А заняться там есть чем. Во-первых, рыбалка, позволяющая получать как деньги и ингредиенты для ремёсел, так и особую валюту, а заодно и дающая возможность почувствовать на своей шкуре весь набор ощущений незадачливого Ионы, выловив вместо вкусной рыбки или сундука с сокровищами какую-нибудь морскую тварь. Например, великого Кракена. Во-вторых, игроков ожидают исследования морского дна – сделав себе акваланг и запасшись воздухом из установленных на кораблях баллонов, можно опуститься в глубины океана в поисках затерянных сокровищ. Или проведать морскую ферму, на которой выращивают особо редкие и ценные ингредиенты. В-третьих, баснословные богатства сулит морская торговля с островами и чужим континентом – контрабанда ценится особенно высоко. В-четвёртых, конечно же, пиратство – не зря на многих кораблях стоят пушки и абордажные снасти. В-пятых, охота на морских чудовищ, с которых можно добыть уникальное снаряжение. Каждый найдёт себе занятие по вкусу.
К сожалению, постройка даже самого простого корабля – дело нелёгкое, требующее огромного количества ресурсов. Бесплатно нам дают только лодочку, которая ни для чего, кроме романтичных прогулок по залитому лунным светом морю, толком не годится. Но выход есть – даже на вышеупомянутую лодку можно взять пассажира, а корабли побольше могут нести целую толпу народа. Поэтому в идеале их и строят не в одиночестве, а совместными усилиями группы друзей или даже целого клана.
В Россию с любовью
Компания Mail.ru – локализатор ArcheAge в России – проделала колоссальную работу. Не зная корейского языка, невозможно оценить соответствие перевода оригиналу, но русские тексты выглядят замечательно. Литературные, красиво написанные, полные юмора. Русская озвучка тоже получилась на славу, ей я уже пел дифирамбы в разделе о технических особенностях игры. Названия предметов и локаций, описания умений – всё на уровне и не вызывает нареканий.
Главные опасения до старта ЗБТ были связаны с моделью распространения игры. В ArcheAge реализована система free-to-play, а ведь в памяти игроков ещё живы печальные воспоминания о слишком уж «условно» бесплатных «Аллодах Онлайн», также взятых под крылышко компанией Mail.ru. Но пока что дурные предчувствия не оправдались. Во внутриигровом магазине ArcheAge продаются только предметы, которые не оказывают влияния на игровой процесс – декоративные костюмы, а также броня для ездового животного и глайдеры, вполне доступные и без вложения реальных денег.
Единственная действительно серьёзная причина таки раскошелиться – это премиум-аккаунт. Он даёт бонус к получаемому опыту, повышает шанс выпадения трофеев из врагов, открывает доступ к ряду побочных заданий (не слишком нужных, но приятных) и, что самое важное, каждые пять минут восстанавливает несколько «очков работы», расходуемых на любые ремесленные действия, будь то поливка картошки, добыча полезных ископаемых или ковка доспехов. Без премиума эти очки восстанавливаются только при отдыхе на кровати в собственном доме, ну и раз в сутки даётся немножко. Причём «очки работы» общие на весь аккаунт, так что решить проблему любимым для многих методом создания множества персонажей не выйдет. По сути, это аналог подписки, без которой тоже вполне можно играть, но с существенными затруднениями. Правда, всё ещё может измениться в худшую сторону, ведь осталось немало времени до старта открытого тестирования и уж тем более до релиза. Будем надеяться, что этого всё же не произойдёт.
Резюмируя, по впечатлениям с ЗБТ я могу сказать следующее: у ArcheAge много мелких недостатков, но даже все они вместе не перевешивают того удовольствия, которое получаешь от этой игры и от ощущения: здесь возможно всё. Основной идеей, на которую ориентировались разработчики, была абсолютная свобода принятия решений и выбора своего места в этом новом мире. Жестокие пираты и алчные торговцы, миролюбивые фермеры и воинственные рыцари, храбрые первооткрыватели и трудолюбивые ремесленники, гордые адмиралы и хитроумные искатели сокровищ, феодалы-землевладельцы и яростные завоеватели – только вам решать, кем быть в этой игре. Если не случится ничего неожиданного, в обширных рядах MMORPG скоро воздвигнется новый колосс.